Первая ракета «Сатурн-5»: обзор, характеристики и интересные факты

Первая ракета «Сатурн-5»: обзор, характеристики и интересные факты

Исходя из разработок первого десятилетия XXI века, ракета «Сатурн-5» (американского производства) является мощнейшей среди своих собратьев. Ее трехступенчатая структура была сконструирована в шестидесятых годах прошлого века и предназначалась для доставки человека на лунную поверхность. К ней должны были крепиться все необходимые корабли, на которые была возложена миссия исследования естественного спутника нашей планеты.

Согласно программе «Аполлон», к ракете крепился лунный модуль, помещенный внутрь своего адаптера, а уже к нему присоединяли корпус орбитального корабля. Подобная однопусковая схема выполняла два дела сразу. Правда, имелась и двухступенчатая модель, которую использовали всего лишь раз во время вывода самой первой космической станции Соединенных Штатов Америки на орбиту — «Скайлэб».

Лунная программа: миф или правда?

Прошло уже почти полвека, но разговоры о сфабрикованной лунной программе не утихают. Кто-то уверен, что отправка астронавтов на Луну с использованием ракеты «Сатурн-5» — мистификация. Таким людям любые доказательства о великих достижениях американцев чужды, и, по их утверждениям, видеозаписи делали, не вылетая за пределы планеты Земля.

Иногда ходят слухи, что прекрасно сконструированный «Сатурн» слишком идеален для того, чтобы быть настоящим. Даже если программа «Сатурна» имела место быть, то почему американцы не стали ее продолжать, сославшись на утерю всей конструкционной документации ракеты «Сатурн-5», и стали выпускать шаттлы стоимостью в разы выше? Зачем надо было начинать весь рабочий процесс разработки схожей ракеты с нулевой точки? Да и как вообще можно было потерять технологическую карту производства ракеты «Сатурн-5»? Ведь это не песчинка среди песочного пляжа.

В целом, ракета «Сатурн-5» — первая в своем роде, создававшаяся не только для доставки астронавтов на Луну, но и для их успешного возвращения домой. Плюс ко всему, посадка со всем оборудованием, включающим и лунный модуль с двумя живыми пассажирами, должна была быть очень плавной и мягкой, иначе это был бы их последний полет. Частично массу смогли разделить путем отсоединения лунного модуля от командного корабля, который, в свою очередь, оставался на лунной орбите и ждал завершения всех работ.

"Сатурн-5" в полете

Американская ракета «Сатурн-5» могла поднять и вывести на околоземную орбиту до 140 тонн груза. А вот, например, наиболее используемая тяжеловесная ракета «Протон» может донести на своем «теле» только 22 тонны. Впечатляющая разница, не так ли?

Как известно, «Сатурнов» было выпущено несколько, и последний выводил космическую станцию «Скайлэб» в 77 тонн веса. Она была настолько огромной, что при потере опорной точки внутри астронавт зависал в воздухе на несколько минут, дожидаясь ветра со стороны вентиляционной системы. Собственно, данный рекорд побил только «Мир», состоявший из нескольких модулей. Но именно ракета «Сатурн-5» все еще является самым грандиозным проектом в мире и самой мощной космической машиной, рекорд которой побить пока не смогла ни одна другая ракета-носитель.

История «Сатурна-5»

В самом начале своего жизненного пути корабль сталкивается с трудностями в виде провального запуска при участии беспилотной, плохо отрегулированной системы. Далее последовал отказ на повторное беспилотное испытание, однако все завершилось «счастливым» концом, так как с 1968 года по 1973 проходят успешные запуски десяти космических программ «Аполлонов» и вышеуказанной космической станции «Скайлэб». А далее ракета-носитель «Сатурн-5» становится музейным экспонатом, а ее производство и дальнейшая эксплуатация полностью прекращаются. Данный период идет и по сей день.

Интересные факты

Разрабатывать ракету «Сатурн» США начали еще в 1962 году, и через четыре года уже состоялся первый испытательный полет. Точнее, испытание полностью было провалено, так как вторая ступень ракеты, установленная для запуска на полигоне вблизи Сент-Луиса, просто-напросто взорвалась и разлетелась на части. Согласно историческим записям, беспилотный полет ракеты постоянно откладывался из-за бесконечных поломок и недоработок, но осенью 1967 года американцы все же смогли добиться успеха. Однако на втором испытательном этапе программы «Аполлон-6» попытка беспилотного пилотирования опять провалилась. Из пяти имеющихся двигателей на первой ступени в работу включились только три, двигатель на третьей ступени вообще не завелся, а после вся конструкция неожиданно для всех развалилась.

Несмотря на это, через десять дней было принято беспрецедентное решение — отправить ракету-носитель «Сатурн-5» без повторных испытаний на Луну. Ведь не стоит забывать о холодной войне с СССР и гонкой вооружений. Все торопились и, даже опасаясь непоправимых трагических последствий, все равно приняли решение покорить естественный спутник Земли без третьего испытательного запуска.

"Сатурн-5" в музее

Выше говорилось о мистических исчезновениях технической документации и характеристик ракеты «Сатурн-5», но по факту американцы опровергают данную информацию и называют ее байкой. Эта история появилась еще в 1996 году в одной научной книге об истории формирования астронавтики. Проще говоря, автор сообщал в ее строках, что НАСА просто потеряло чертежи. Но по словам сотрудника НАСА — Пола Шавкросса, занимавшего должность в подразделении по внутренней инспекции, чертежей правда не осталось, а вот опыт и инженерный «мозг» сохранились невредимыми: все данные поместили в мелкие кусочки фотопленки — микрофильмы.

Технические характеристики

Каковы же основные технические характеристики ракеты «Сатурн-5»? Начнем с того, что ее высота достигала 110 метров, а диаметр — десяти, и с такими параметрами она могла выводить в космос до 150 тонн груза, оставляя его на околоземной орбите.

В классическом варианте ступеней у нее три: в первых двух по пять двигателей и в третьей один. Топливо для первой ступени было в виде керосина RP-1 с жидким кислородом в роли окислителя, а для второй и третьей — в виде жидкого водорода с жидким кислородом в роли окислителя. Стартовая тяга для двигателей ракеты «Сатурн-5» равнялась 3500 тоннам.