Геллер Александр Аронович: биография, бизнес

Геллер Александр Аронович: биография, бизнес

Представьте себе офицера ВДВ, который учредил больше 6 компаний, среди которых сеть автосалонов, транспортная и несколько рекламных компаний. Этого человека зовут Александр Аронович Геллер. Почему сегодня его бизнес на грани банкротства? Ведь еще 10 лет назад Forbes считал его одним из сотни богатейших людей России.

Империя Александра Геллера: как все начиналось?

Биография Александра Ароновича Геллера интересна с того момента, как он начал торговать подержанными иномарками в далеком 1992 году. Тогда будущий олигарх основал компанию «Гема». Поработав несколько лет и заработав неплохой капитал, Александр Аронович начал думать над расширением бизнеса.

Александр Геллер (слева)

Тогда все автомобили в Россию ввозились финскими поставщиками. У нас этим никто серьезно не занимался. Александр Аронович Геллер первым увидел пустую нишу и поспешил воспользоваться моментом. Сначала были куплены два подержанных автовоза «Скания» – для собственных нужд.

К этому времени у Геллера было уже 4 автосалона. Собственная техника помогла здорово сэкономить. И тут случился дефолт. «Гема» рассчитывалась с поставщиками в долларах — бизнес от этого только выиграл.

Однако спрос на иномарки несколько упал – у населения просто не хватало денег, чтобы покупать машины в прежнем объеме, но по новым ценам. Александр Аронович Геллер не растерялся и решил предложить услуги по перевозке автомобилей.

Автовоз на трассе

Была приобретена дополнительная техника, и к 2000 году Геллер полностью выдавил финнов из этой ниши, став, по сути, монополистом. Его парк автовозов в 4 раза превосходил парк ближайших конкурентов.

К 2006 году ситуация на рынке стабилизировалась, и люди вновь стали покупать иномарки. Несмотря на то, что теперь перевозками занималось уже несколько компаний, «Гема Моторс» по-прежнему диктовала свои условия и была абсолютным лидером.

Жесткие правила бизнеса от Александра Геллера

Методы, которые при этом использовал Геллер, нельзя назвать джентльменскими. Контрагентам «выкручивали руки» – компания могла внезапно прекратить поставки, сославшись, к примеру, на вымышленную задолженность, и шантажировать производителя, выбивая для себя более выгодные условия.

Автомобиль Ауди Q7

Так произошло с 3000 автомобилей компании Ford, которые Геллер внезапно «заморозил» на своих складах. Позже он заявил, что поставки прекращены, т. к. компания Ford должна ему 4,5 миллиона долларов. Сроки «горели», дилеры в салонах ждали свои автомобили, а юристы «Гема Моторс» хладнокровно выжимали из производителя деньги.

К слову, американцы тогда выкрутились, подав встречный иск и заключив контракт с конкурентами «Гемы». Правда, только ценой значительных финансовых потерь. Будь на их месте другая компания, ей пришлось бы туго.

Факт остается фактом, спустя месяц Геллер был вынужден отступить. Однако так бывало нечасто. Бывший десантник в принципе не любит проигрывать.

Не давал Геллер пощады и конкурентам. Тут его оружием стал демпинг. При стоимости автовоза 200 000 долларов «Гема» брала всего 5 000 долларов за рейс. Располагая самым большим парком, Геллер мог позволить себе такие расценки.

Кризис бизнеса перевозок

Однако так не могло продолжаться долго. Постепенно на рынок вышло много новых компаний, и «Геме» пришлось подвинуться. Конечно, нельзя сказать, что компания стала работать в убыток, но о прежних прибылях можно было только мечтать.

Тогда Геллер принял решение расширить сеть автосалонов. В 90-х он торговал автомобилями марки Saab. Теперь к ним добавились «Опель», «Шевроле», «Джип», «Ауди», «Мерседес», «Додж», «Крайслер» и «Шкода».

Машина для чиновников

В 2007 году оборот превысил 500 млн долларов. Только за 2006–2007 годы компания в 2 раза увеличила число автосалонов: с 5 до 10 штук. Однако Александр Аронович на этом не остановился.

Ему захотелось свой кусок государственного «пирога» – Геллер решил получить доступ к бюджетным деньгам. Было закуплено 700 легковых автомобилей представительского класса. Предназначались они для обслуживания чиновников Счетной палаты и Минприроды, депутатов Федерального собрания, а также частных клиентов.

Был опыт по созданию службы такси – для этого закупили 150 автомобилей. Автобусы Геллера возят по городу покупателей крупнейших торговых центров: «Ашана», «Меги», IKEA, OBI. Всего для этих целей закуплено больше 100 единиц техники.

Автомобиль Ауди

Проблемы в рекламном бизнесе

Проблемы начались, как всегда, когда их не ждали. В 2011 году компания «Авто Селл» – дочка «Гемы», неожиданно выйграла тендер на рекламу в московском метро. Нужно учесть, что срок контракта заканчивался только в 2016 году. При этом стартовая цена лота в 1,5 раза превышала отчисления предыдущего оператора.

На фото гендиректор «Авто Селл» — Галина Коган.

Галина Коган, гендиректор

Тем не менее торги длились всего 10 минут. И выиграл тендер не кто-нибудь, а никому тогда неизвестный «Авто Селл» с уставным капиталом в 10 000 рублей, зарегистрированный за 6 месяцев до торгов. Что-то слабо верится в то, что это совпадение, и чиновники не были материально заинтересованы в том, чтобы поверить в нового фаворита.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Торговая сеть "Твой дом": адреса магазинов в Москве