Что такое франшиза

Франшиза – достаточно распространенный вариант развития собственного дела. Куда надежнее начать сотрудничать с известным раскрученным брендом, чем пытаться войти на конкурентный рынок с ограниченным количеством финансов, отсутствием глубоких знаний в бизнесе. Стоит разобраться, что такое франшиза, какие ее основные понятия, принципы, как правильно купить права, в какой сфере наибольшая вероятность получения прибыли с минимальными рисками. После прочтения статьи вы поймете, что многие ваши любимые заведения и магазины на самом деле работают по франшизе. Почему бы вам не влиться в ряды предпринимателей?

Что такое франшиза

Что такое франшиза, франчайзинг: ключевые понятия

Франшизой называют формат взаимодействия между субъектами коммерческой деятельности. Владельца бренда называют франчайзором, а предпринимателя, желающего использовать торговую марку в целях бизнеса – франчайзи. Упрощенно термин можно описать как процесс передачи прав на применение бренда от франчайзора к франчайзи. После того, как права переданы и договор подписан, начинается франчайзинг – коммерческая деятельность.

Франчайзинг уверенно становится едва ли не главным процессом для людей, желающих создать перспективный бизнес. Вот почему:

  • такое дело легко «раскручивать»: покупатели и заказчики склонны при выборе доверять громким брендам, известным названиям. А вот рисковать, покупая неизвестный товар, будут единицы;
  • по данным международного рынка, 80% компаний, которые работают по франшизе, преодолели 5-летний порог работы. Тогда как средняя продолжительность существования 55% компаний, открывшихся под личной торговой маркой – 1-2 года;
  • франчайзинг можно назвать прибыльным вариантом ведения собственного бизнеса с высокой уверенностью в перспективности.

Подобная работа подходит для начинающих бизнесменов, у которых мало собственного опыта. Они могут вести деятельность, пользуясь наработками успешных коллег по франчайзингу. Плюс, в успешном развитии заинтересованы сами владельцы бренда, поэтому они охотно предоставляют консультации, материалы, а иногда – эффективные готовые бизнес-планы и решения.

В России и большинстве постсоветских стран отсутствует законодательство о франчайзинге. Есть только тематические законопроекты, которые находятся пока что в стадии обсуждения. Из-за этого практически отсутствует четкое государственное регулирование процессов покупки-продажи прав на бренд.

Мы разобрались, что такое франшиза и почему она полезна для начинающих и опытных. Однако стоит помнить, что ведение дела при таких условиях дает предпринимателю не только эксклюзивные возможности, но накладывает на него обязанности. Обычно полный список требований указан в соглашении.

Идея для франчайзинга: Макдональдс

МакдональдсПри общемировой рентабельности сети ресторанов Макдональдс около 8%, уровень рентабельности в России доходит до 25%. Этот показатель стимулировал представителей компании открывать в России собственные филиалы ресторанов, а не отдавать их франчайзи. Но когда рынок насытился, франшиза Макдональдса стала общедоступной. Правда, открыть ресторан дороговато. С другой стороны, популярность, прибыльность заведения являются практически гарантированными.

Сколько это может стоить?

Естественно, для открытия дела в этом направлении нужно иметь стартовый капитал. Его размер определяет сам держатель бренда, руководствуясь собственными расчетами. Кроме того, в процессе ведения бизнеса нужно будет платить собственнику бренда. Платежи бывают двух типов:

  1. Паушальный взнос. Единичный перевод средств за аренду бренда. Его вносят перед оформлением договора франчайзинга и открытием бизнеса по определенной франшизе. Размер паушального взноса варьируется от нескольких сотен до тысяч долларов США и зависит от степени известности бренда, а также типа, масштабов проекта. Иногда франчайзоры разрешают разбить паушальный взнос на несколько месяцев и выплатить, как рассрочку.
  2. Роялти – отчисления, которые франчайзи делает регулярно (чаще всего – каждый месяц). Сумма равна определенному проценту с оборота. Обычная практика франчайзоров – брать до 10% роялти.

Ведение бизнеса предполагает оплату двух вариантов взносов, хотя правила могут отличаться. За что владелец бренда берет роялти? Обычно это плата за готовые бизнес-решения, пошаговые рекомендации, за брендированную продукцию (например, мебель, одежду для персонала), за технологии.

Несмотря на отсутствие четкого законодательства, бизнес по франшизе ведется в законном поле. Его регулируют другие государственные акты. К примеру, в федеральных законах РФ нет понятия франшизы, но есть «коммерческая концессия», описанная ст.54 ГК. К этому определению и обращаются при решении вопросов франчайзинга.

При составлении бизнес-плана следует учитывать не только обязательные платежи, но также прочие затраты: на аренду помещения, поставки материалов, сырья, заработную плату, закупку оргтехники, транспорта. Зная, что такое франшиза, можно рассчитать размер первоначальных вложений, ежемесячные затраты и целесообразность ведения коммерческой деятельности в этом направлении.

Идея для франчайзинга: Burger King

Бургер КингУ ресторанной сети Бургер Кинг – больше 12 тыс. заведений в 70 государствах. Большинство из них функционируют на принципах франчайзинга. Всем желающим франшиза Burger King доступна при выполнении большого количества условий. В качестве партнеров владельцы бренда видят только профессионалов, поэтому ставят высокие стандарты к подбору франчайзи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как открыть кальянную

Самые перспективные направления франчайзинга

Анализ мировой практики бизнеса и изучение российских реалий позволили определить наиболее актуальные виды франшиз на сегодняшний день. Среди них:

  • ритейлинг – открытие магазина или супермаркета, принадлежащих определенной известной сети;
  • общепит – развитие кафе, бистро, кофейни, кондитерской или ресторана под известным брендом;
  • производство еды – бизнес на брендированной хлебопекарне, пивоварне, фабрике мороженого;
  • услуги – работа с операторами курьерской доставки, транспортными компаниям, веб-провайдерами, другими субъектами;
  • детские товары, соответствующие услуги – открытие брендированных торговых точек, центров раннего развития, коммерческих детсадов;
  • красота, здоровье – участие в развитии сети салонов красоты, фитнес-центров, производителей косметики.

Среди перспективных отраслей франчайзинга называют строительство (особенно производство строительных материалов), реализацию одежды и обуви через брендовые бутики, открытие ломбарда или микрофинансовой организации, принадлежащих известной торговой марке.

На рынке действует много посредников, предлагающих условия открытия франшизы для всех желающих, даже с небольшим стартовым капиталом. Однако чаще всего речь идет о дистрибуции и других форматах сотрудничества, не имеющих никакого отношения к франчайзингу. При покупке франчайзи лучше выходить напрямую на владельца бренда – тем более, что многие компании сами заинтересованы в новых партнерах.

Определившись с понятием, что такое франшиза, зная основные принципы коммерческой деятельности на условиях франчайзинга, вы сможете сделать верный выбор бренда, попробовать свои илы в этом виде деятельности.

Идея для франчайзинга: KFC

KFCРестораны KFC известны не только фирменной приправой к курице, но и нестандартным подходом к продвижению бренда. Становясь франчайзи этой торговой марки, следует быть готовыми к такому положению вещей. Сейчас франшиза KFC доступна людям, готовым следовать стандартам компании, поддерживать ее решения и маркетинговые эксперименты.

Права и обязанности франчайзеров

  • идею для бизнеса с доказанной практикой эффективностью, успешностью;
  • законное право на распоряжение торговой маркой, инновационной разработкой, деловой репутацией;
  • право на продажу или передачу в пользование идеи и смежных прав на нее;
  • осуществление поддержки франчайзи на весь срок действия контракта.

Поддержка включает обучение персонала, участие в написании бизнес-плана, ведение маркетинговой политики, определение ассортимента, стоимости, организацию рекламы на уровне всей сети представительств бренда.

Гражданское право определяет франчайзинг как договор концессии. Однако стороны могут оформлять документацию как договоры аренды, купли-продажи, передачи права на инновационную разработку и так далее. Назвать документ напрямую «договором франшизы» мешает непроработанное законодательство.

Франчайзеру дана возможность без ограничений тиражировать собственные разработки, инновации с целью получения гарантированной прибыли. Процесс дает ему возможность сэкономить на содержании управленческого аппарата и прочих затратах, связанных с расширением дела.

Права, обязанности франчайзи

Франчайзи

Свои права и обязанности есть у покупателей права на бренд – франчайзи. Сторона может:

  • руководить бизнесом на условии предварительно оформленного юридического лица или иного субъекта предпринимательской деятельности, получать доходы;
  • оплачивать расходы на существование и работу франчайзинговой точки, используя собственный либо заемный капитал;
  • соблюдать требования, стандарты, инструкции владельца бренда;
  • своевременно платить перечисленные в договоре взносы и обязательные платежи. Роялти может быть представлено в виде фиксированной суммы в процентах или обязательства покупать сырье у владельца торговой марки.

Франчайзинговый бизнес взаимовыгодный для сторон: владелец бренда снижает затраты на расширение своей сети, а франчайзи достается проверенная модель, которая является своеобразной страховкой от банкротства и возможностью сделать быстрый старт в конкурентных условиях. При всех преимуществах процесса не избежать недостатков: вполне может оказаться, что открытая по франшизе точка будет нерентабельной, не вызовет интереса у покупателей или условия сотрудничества будут слишком жесткими.

Подробные взаимные обязательства указаны в договоре. У каждой компании – свои требования к франчайзи, поэтому лучше перед подписанием документации пригласить опытного юриста. Он поможет найти «подводные камни» и снизит риски. А еще не помешает узнать из объективных источников подробности деятельности владельца бренда: важно убедиться, что его дела на самом деле успешны.

Франчайзи перед началом сотрудничества обычно должен обзавестись недвижимостью (в длительную аренду или собственность), а также получить доказательства наличия стартового капитала для ведения деятельности. Только с такими активами нужно подавать заявку владельцу торговой марки. Разобравшись, что такое франшиза, вы можете начать работать: найти ресурсы, средства, определиться с направлением деятельности, подписать договорные документы, открыть деятельность. Срок окупаемости зависит от расположения вашей точки, популярности бренда, успешности рекламы и качества обслуживания.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code